ТТМиМ «Тагмет»

Преподавателям и методистам

Преподавателям и методистам

Нормативные правовые и стратегические документы Национальной системы квалификаций

Этот раздел сайта содержит нормативные правовые акты и стратегические документы Национальной системы квалификаций (далее – НСК) для участников проекта «НСК – конструктор карьеры» и иных заинтересованных лиц из числа преподавателей и методистов, а также полезные ссылки на ресурсы НСК.

Общая характеристика Национальной системы квалификаций https://bc-nark.ru/projects/education/constructor/video/

Законом об образовании установлено обязательное применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ.

https://bc-nark.ru/upload/iblock/c00/te3wwj1hnwhw9djmnh4xdhe82iihafmx/Vyderzhki-iz-Zakona-ob-obrazovanii.pdf

Требования к квалификации, установленные в профессиональных стандартах, являются ориентиром (сигналом от работодателей) для качественной подготовки студентов профессиональных образовательных организаций. Описание профессиональных квалификаций, а также           примеры оценочных средств, одобренных работодателями (советами по профессиональным квалификациям) и используемых при проведении профессиональных экзаменов, можно найти в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (https://nok-nark.ru/). Там же можно найти и ссылку на соответствующий профессиональный стандарт, размещенный на сайте Минтруда России.

Описание профессий и требований к образованию также представлены в «Справочнике профессий».

Реестр НОК https://nok-nark.ru/

Сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты»  http://profstandart.rosmintrud.ru

«Справочник профессий» содержит описание профессий и требований к образованию https://spravochnik.rosmintrud.ru/professions

Основным стратегическим документом НСК является Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия). Стратегия одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. № 51). В Стратегии определены основные направления развития НСК, задачи, механизмы реализации задач, планируемые результаты, целевые показатели и ожидаемые эффекты по результатам реализации Стратегии. Представителям образовательных организаций следует обратить особое внимание на направление №4 «Обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда», которым поставлены задачи:

  • вовлечение работодателей в управление качеством реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения;
  • внедрение процедуры ускоренной актуализации примерных и основных профессиональных образовательных программ, в том числе по направлениям, связанным с развитием цифровой экономики, с учетом требований, предъявляемых работодателями к квалификации выпускников;
  • создание условий для подтверждения квалификаций, полученных по итогам реализации профессиональных образовательных программ (или их модулей) и основных программ профессионального обучения, в том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификации (НОК).

Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года https://nspkrf.ru/documents.html?own=0

8 июля 2022 года Председатель Национального совета А.Н. Шохин утвердил Приоритетные направления развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года.

Приоритетные направления были разработаны в соответствии со Стратегией развития Национальной системы квалификаций до 2030 года и ориентированы на решение следующих задач:

  1. повышение востребованности инструментов и механизмов НОК,
  2. повышение качества услуг проведения НОК,
  3. развитие финансовой модели НОК,
  4. обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов НОК.

Определены следующие направления повышения востребованности инструментов НОК:

  • подтверждение профессиональных квалификаций выпускников высшего и среднего профессионального образования посредством гармонизации процедур государственной итоговой аттестации и НОК;
  • допуск к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу и окружающей среде;
  • подтверждение результатов самообразования;
  • оценка квалификации персонала на предприятиях и в организациях;
  • оценка квалификации привлекаемых иностранных трудовых мигрантов.

Приоритетные направления развития независимой оценки квалификаций https://nspkrf.ru/documents.html?own=0

Методические материалы

В разделе представлены методические материалы, разработанные Базовым центром подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций для участников проекта «НСК – конструктор карьеры», а также иных заинтересованных лиц из числа преподавателей и методистов.

Одним из маркеров качества образования является успешность выпускников профессиональных образовательных организаций, их востребованность работодателями. С целью профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры студентов реализуются программы по моделированию карьеры. При разработке программы учебной дисциплины «Карьерное моделирование» или иной аналогичной учебной дисциплины можно воспользоваться примерной программой.

  1. Материалы по УД «Карьерное моделирование»
  2. Примерная программа учебной дисциплины «Карьерное моделирование»
  3. https://bc-nark.ru/upload/iblock/b57/yalg8qh1sm1r6mlfql709a1dkbxujlez/Prim_prog_KM.pdf
  4. Ссылка на электронный учебник «Карьерное моделирование: от цели к реализации» (из раздела для студентов).
  5. Программа повышения квалификации «Проектирование и реализация учебной дисциплины «Карьерное моделирование»
  6. https://bc-nark.ru/projects/education/levelup/programs/1019/

Для реализации приоритетного направления «Подтверждение профессиональных квалификаций выпускников высшего и среднего профессионального образования посредством гармонизации процедур государственной итоговой аттестации и НОК» разработаны и апробированы механизмы реализации, сформирован комплект методических материалов. Студенты, успешно сдавшие профессиональный экзамен (НОК), получают два документа – диплом об образовании и свидетельство о квалификации, данные о котором заносятся в федеральный реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Таким образом у выпускников повышается конкурентоспособность на рынке труда, а значит, уверенность в завтрашнем дне. Пройдя НОК в процессе обучения (в рамках промежуточной аттестации), студент получает «обратную связь» о степени соответствия полученных знаний и умений требованиям работодателей (требованиям профстандарта).  Даже в случае неуспешной сдачи НОК, он получает перечень вопросов, по которым ему нужно дополнительно позаниматься, пройти практическую подготовку.

Представляем Вам методические материалы по организации процедуры подтверждения профессиональных квалификаций выпускников среднего профессионального образования посредством гармонизации процедур государственной итоговой аттестации и НОК.

Методические материалы о совмещении ГИА и НОК. Инфографика «Профессиональный экзамен для студентов: инструкция по применению» (материалы для руководителей и методистов образовательных организаций) https://bc-nark.ru/upload/iblock/3e7/Infogr_Profexam_metodist.pdf

Инфографика «Профессиональный экзамен: как подготовить студентов? (материалы для преподавателей и мастеров п/о) https://bc-nark.ru/upload/iblock/e35/Infogr_Profexam_teachers.pdf

Методические материалы «Проведение промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся СПО и профобучения, совмещенной с НОК» https://bc-nark.ru/upload/iblock/38a/Metod.mater.-GIA_NOK.pdf

Шаблон приложения к Программе ГИА (переходник) — сопоставление требований ФГОС и ОПОП и положений ПС https://bc-nark.ru/upload/iblock/ad1/Perehodnik-FGOS_PS.pdf

Рекомендации по разработке оценочных средств для аттестации обучающихся на основе примеров разработанных для НОК https://bc-nark.ru/upload/iblock/f16/Rekomendatsii-dlya-obrazovatelnykh-organizatsiy-po-primeneniyu-otsenochnykh-sredstv-NOK-dlya-provedeniya-attestatsii-obuchayushchikhsya.pdf

Разработка оценочных средств для аттестации студентов: 5 шагов https://bc-nark.ru/upload/iblock/f81/Razrabotka-otsenochnykh-sredstv-dlya-attestatsii-studentov-5-shagov.pdf

Профессиональная ориентация старшеклассников организуется как работодателями, так и профессиональными образовательными организациями не первый год. В основном подобные мероприятия проводятся посредством экскурсий на предприятия, рассказами о профессии на мастер-классах, круглых столах, проведении деловых игр. Базовым центром разработаны рекомендации для педагогов и родителей, а также пособие для старшеклассников по применению инструментов национальной системы квалификаций в профессиональном самоопределении.

Профессиональная ориентация старшеклассников

Рекомендации для педагогов по применению инструментов НСК в профориентации

Рекомендации для родителей. Поддержка профессионального самоопределения старшеклассников

Пособие для старшеклассников по выбору профессии

Материалы размещены на сайте Базового центра: https://bc-nark.ru/projects/education/constructor/levelup/

Пособие для старшеклассников в этом году переводится в электронный формат, включающий визуализацию и элементы геймификации.

Запланирована апробация и доработка Пособия с учетом поступивших замечаний и предложений. Анкета для сбора предложений будет размещена на сайте Базового центра, ссылку на анкету можно разместить на сайтах ОО.

Мониторинг рынка труда помогает формировать перечни востребованных и перспективных профессий (специальностей) и квалификаций, планировать контрольные цифры приема по программам профессионального обучения и образования, актуализировать данные программ, организовывать опережающую подготовку кадров. Цель мониторинга – помочь всем участникам национальной системы квалификаций получить актуальную востребованную информацию, необходимую для формирования эффективной кадровой политики организации, сформировать представление о новых, перспективных и устаревающих квалификациях и профессиях. Мониторинг является удобным инструментом для организации опережающего обучения, а также, является базой для обоснованного формирования перечня общих компетенций в образовательных стандартах и образовательных программах. Предлагаем ознакомиться с данными о рынке труда в нашем регионе, а также интересными статьями на эту тему.